Принцип работы перфоратора
21 июля 2023 — 10:08Как устроен перфоратор?
Принцип работы этого инструмента заключается в преобразовании энергии электричества в удар. Перфоратор состоит из главных и дополнительных систем. Главные – обеспечивают работоспособность, дополнительные – добавляют комфорта во время эксплуатации, повышают качество и надежность электроинструмента.
К основным узлам относится: электрический двигатель, ударный механизм, патрон для закрепления бура и редуктор. К вспомогательным системам относятся антивибрационные механизмы, аксессуары для ограничения глубины сверления, переключатели, регуляторы и система удаления пыли.
Электродвигатель. Перфораторы оснащаются вертикально и горизонтально расположенными двигателями. Модели с горизонтальным (прямым) расположением более легкие и компактные. Удобны для работы в ограниченном пространстве. Их основные недостатки – плохое охлаждение и подверженность повышенным ударным нагрузкам.
Вертикальная компоновка применяется в бочковых моделях. Она снижает ударную нагрузку и способствует более качественному охлаждению двигателя. А дополнительный полезный объем служит для монтажа кривошипно-шатунного механизма с увеличенным ходом поршня. Модели с вертикальной компоновкой мощнее, выносливее, но тяжелее.
Съемный DFR патрон. Важный элемент перфоратора. Позволяет быстро менять патрон SDS+ на кулачковый патрон.
Тип крепления инструмента. Обозначают аббревиатурой SDS (в переводе с немецкого: вставь, поверни, закреплено). Существует 5 типов крепления SDS: обычный, top, quick, plus и max.
Патрон SDS-plus рассчитан на силу удара до 5 Дж. Может фиксировать инструмент диаметром 6-12 мм и длиной до 1 метра. Используется в легких и средних перфораторах.
Патрон SDS-max выдерживает ударную нагрузку до 30 Дж. Оснащен дополнительным направляющим пазом, который обеспечивает более надежную фиксацию инструмента. SDS-max применяют в профессиональных перфораторах.
Ударный механизм. Существует 2 типа – электромеханический и электропневматический. Электропневматический – лучше. Он позволяет получить максимальную ударную энергию даже с маломощным мотором, отключается на холостом ходу и экономит ресурс инструмента.
Существует 2 варианта электропневматического механизма: подшипник и кривошипно-шатунный механизм
Подшипник используется в бытовом инструменте, кривошипно-шатунный создает большую энергию удара, используется в профессиональных моделях.
Антивибрационная система. Гасит энергию вибрации инструмента. Бывает 2 типов – пассивная и активная (AVS). Активная – представлена сочетанием противовеса и пружины. Устанавливается на инструмент профессионального назначения.
Дополнительное гашение вибрации осуществляется за счет рукоятки, прикрепленной к корпусу пружиной и шарниром. Пассивная система состоит из антивибрационных накладок. Они размещаются на корпусе и рукоятках.
Схема управления. Нужна для управления оборотами двигателя. Бывает разных типов. Обычно это курок с изменяемой силой нажатия или дисковый регулятор. Профессиональные модели оснащаются другой схемой: она обеспечивает одинаковую скорость вращения двигателя независимо от нагрузки.
Материал корпуса. Корпус перфоратора изготавливается из металла и противоударной пластмассы. Металл более прочный, отличается повышенной теплопроводностью. Поэтому в районе двигателя и рабочего механизма корпус металлический. Из пластмассы делают накладки для защиты от горячего металла и ту часть корпуса, в которой находится проводка с органами управления.
Предохранительная муфта. Отсоединяет патрон от вала в момент заклинивания бура. Защищает двигатель от перегрева. Предупреждает травмы, которые могут возникнуть из-за резкой остановки инструмента. Производители используют 2 типа муфт – фрикционную и пружинно-кулачковую.
Фрикционная муфта – состоит из 2 дисков, передающих энергию вращения на патрон. В момент заклинивания они проскальзывают и отключают вал от патрона.
Пружинно-кулачковая муфта состоит из двух зубчатых деталей, прижатых пружиной. Если сопротивление выше прижимной силы пружины, муфты проскальзывают и отключают вал от патрона. Муфта с пружиной надежнее, но она изнашивается и начинает блокировать инструмент даже при небольшой нагрузке.
Редуктор. Передает энергию двигателя к патрону и активирует ударный механизм. Бывает одно и двухскоростным. Состоит из шестерен разной формы, смазанных консистентной смазкой, которую меняют во время ремонта или техобслуживания инструмента.