Как выбрать масло для садовой техники
18 апреля 2022 — 09:53Масло образует плёнку на движущихся частях мотора, которая уменьшает трение и износ, защищает детали от коррозии и окисления, поддерживает тепловой баланс, снижает степень воздействия паров, продуктов сгорания, пыли. Расскажу, как его выбрать.
Как выбрать масло по классу
При выборе моторного масла нужно обратить внимание на его класс, который прописывается в инструкции к товару. Существует два стандарта: API и JASO.
По стандарту API выделяют несколько категорий: TA, TB, TC, TD. Группы указывают, для каких моторов предназначена смазочная жидкость. Масло класса TA подходит для небольших двухтактных двигателей объёмом до 50 см³; TB — для моторов объёмом 50–200 см3; TC — для двигателей, требовательных к качеству масла из-за высоких нагрузок и с высоким соотношением «топливо — смазочная жидкость», кроме моторных лодок; TD — для подвесных моторов с водяным охлаждением.
По японской классификации JASO выделяют масла класса FA, FB, FC и FD. Класс указывает на степень экологической безопасности, то есть на количество вредных выхлопов, которые выделяются при работе двигателя. Градация составляется от наименьшего к наибольшему количеству соответственно. FA и FB выделяют при работе минимальное количество выхлопов, первое подходит под критерии экологичности во всех странах. FB более «чистое» и разрешено для использования в Японии, в отличие от предыдущего. FC и FD относятся к бездымным маслам. FD обладает лучшими параметрами по чистоте двигателя при эксплуатации.
Масла для садовой техники
Как подобрать масло к типу двигателя
Масла бывают предназначены для двухтактного и четырёхтактного двигателя.
Для первого типа моторов смазочная жидкость обладает высокой текучестью, легко растворяется в воде или бензине, полностью сгорает и образует минимум продуктов сгорания. Используют такое масло для садовой техники с двухтактным двигателем: для бензопилы, триммера. Продукт используется в соответствии с указаниями производителя — смешивается с бензином.
Четырёхтактные двигатели работают в условиях высокой температуры, так как нагрев цилиндра мотора при работе достигает 200 °C. Уменьшить износ и защитить двигатель позволяет использование смазочной жидкости с низкой вязкостью, высокой стабильностью к окислению и текучестью при любой температуре. Жидкость также не должна оставлять продукты сгорания в виде отложений на деталях, так как это приводит к поломке мотора. Масло используют для мотоблоков, мини-тракторов, снегоуборочной и другой техники с четырёхтактным двигателем.
Для четырёхтактных моторов нужно выбирать масло с учётом типа топлива. На него указывает первая цифра маркировки API по эксплуатационным характеристикам. Буква S означает, что масло подходит для бензинового мотора, а С — для дизельного.
Вторая буква указывает на область применения и год, в который был изготовлен мотор. Для устаревших бензиновых двигателей, выпущенных в 1980–1989 годах, это SF и SG. Маркировка SL и SM подходят для четырёхтактных моторов, собранных с 2001-го и 2004 года, для работы при высокой нагрузке и большой температуре. Маркировка SJ и SH используется для двигателей с 1996-го и 1994 года. Техника, в которую они установлены, обладает усовершенствованными технологиями, например нейтрализатором отработавших газов, турбонаддувом. Масло защищает от коррозии при хранении техники, позволяет легко заводить двигатель зимой. Благодаря этим свойствам смазочная жидкость подходит для мини-тракторов и снегоуборочной техники.
Масло для бензопилы, косы, триммера и других приборов с двухтактным двигателем считается концентратом, то есть смазочную жидкость необходимо добавлять в топливо. Нужно залить масло в бензин в количестве, которое указал производитель в инструкции. Делать такую смесь из масла для дизельных и четырёхтактных двигателей не надо, так как в этих жидкостях содержится много присадок, которые приведут к быстрому выходу техники из строя.
В инструкции по применению садовой техники производитель также указывает рекомендуемый тип масла. Лучше не использовать другой вид вместо указанного, иначе это приведёт к поломке мотора. Если для техники подходит любое масло, необходимо ориентироваться на пробег мотора, то есть на то, сколько времени оборудование находится в эксплуатации. Например, для изношенного двигателя из-за большого содержания нагара лучше выбирать минеральное масло — у него нет примесей, которые могут привести к выходу из строя.
Какой состав может быть у масла
По составу моторное масло бывает минеральное, полусинтетическое и синтетическое.
Минеральные масла получают методом перегонки нефти, после чего её рафинируют и дистиллируют. Такой вид используют в условиях тёплого климата. Минеральные масла недорогие, но обладают высокой вязкостью и твердеют на холоде, из-за чего они не подходят для использования в холодное время года.
У полусинтетических масел некоторые компоненты заменили на синтетические, что снизило густоту консистенции. Благодаря этому они подойдут для эксплуатации при невысоких нагрузках в условиях умеренного климата.
Синтетические масла получают при совмещении бутилена, этилена и других полиальфаолефинов. Они обладают лучшей химической стабильностью и низкой стоимостью, одинаково хорошо подходят для работы при высокой и низкой температуре, для любых климатических условий.
Какое выбрать масло по вязкости
Вязкость — это основная характеристика масла. Она обеспечивает возможность задерживаться на поверхностях деталей и не стекать при нагреве двигателя. Текучесть не пропадает и при запуске мотора зимой.
Эта характеристика меняется при колебаниях температуры двигателя и окружающей среды. При охлаждении вязкость возрастает. Такой параметр указывают по международной классификации SAE. По ней выделяют 17 классов, 8 из которых предназначены для использования зимой и маркируются буквой W. У остальных 9, летних и всесезонных, буквенных обозначений нет. Категория вязкости отображается числами: для зимних — от 0 до 20 с буквой W, для летних — от 20 до 60. Чем выше число, тем гуще смазочная жидкость.
Если в маркировке есть ещё одно число через дефис, значит, при такой температуре можно запустить холодный двигатель, который хранился в неотапливаемом помещении зимой. Например, на лицевой стороне бутылки масла для садовой техники Huter производитель указывает класс 10W-40. Значит, завести технику можно при -40 °C. Для определения температуры, при которой возможна прокачка масла без холостого сухого хода и риска поломки, необходимо ориентироваться на числа в маркировке: первое и последнее. При расчётах нужно просто вычесть первое число из числа 40. Таким образом, для 10W-40 температура прокачки составит -30 °C. Самыми распространёнными по степени вязкости считаются масла категории SAE 30 и SAE 40 — консистенция позволяет им течь и вместе с этим прилипать к поверхности двигателя. Благодаря низкой вязкости масла этих классов подходят для любого времени года.
Запомнить
- Масло нужно выбирать согласно типу двигателя — для двухтактного или четырёхтактного.
- Синтетические масла в сравнении с минеральными обладают лучшими эксплуатационными характеристиками, универсальны, не требовательны к климатическим условиям, обеспечивают стабильность при больших нагрузках и высокой и низкой температуре.
- Масло категории API TC подходит для двигателей до 500 куб. см с высокими нагрузками: для триммеров, бензопил, культиваторов, снегоуборочной техники.
- Масло для двухтактных двигателей нужно добавлять в бензин. Оно не должно содержать присадок. При выборе лучше руководствоваться рекомендациями производителя конкретной техники.
- Для большинства видов садовой техники с четырёхтактным двигателем подходит масло с вязкостью SAE 30 и SAE 40.
- Для эксплуатации зимней техники с четырёхтактным двигателем чаще выбирают масло с вязкостью SAE 15W-40.